Добавить комментарий

Российские марки набивают себе цену при слабой конкуренции

Пользователи соцсетей бурно обсуждают повышение цен на одежду в офлайн-магазинах. Почему наметилась такая тенденция, объясняют эксперты.

В одном из федеральных СМИ опубликовали ценники на гардероб из масс-маркета. Так, женские кофточки вместо 2 000 рублей стали стоить 6 000, а платья подорожали в 2-3 раза – с 5 000 до 12-15 000 рублей. Бренды пораскрученнее предлагают покупательницам пальто за 200 тысяч рублей, блузки – за 40 000. И это российские производители.

Одежда из массового сегмента начала дорожать еще в начале 2022 года после введения санкций. За это время прибавка в цене составила около 30%. У продавцов увеличились расходы буквально на всё, а ещё большая их часть теперь идет на рекламу – надо громко говорить о себе на всех площадках, в том числе через блогеров.

Стилист Юлия Губанова отмечает изменения российского рынка, которые сохранятся в ближайшей перспективе. В масс-маркете теперь два «лагеря» - одни его представители переориентировались на средний сегмент, другие – всеми способами удерживают низкий ценник, в том числе в ущерб качеству товара. Еще один факт – наши дизайнеры шьют дорого.

То, что отечественные компании пробуют выходить из масс-маркета, повышать уровень своей продукции до премиума – в целом неплохо. Выше статус – выше цена. «Надбавкой» могут стать уровень инфляции, колебания курса валют, даже само «ощущение», что вещь принадлежит к премиум-классу, отмечают преподаватели Высшей школы экономики. Да, есть такое понятие в маркетинге, как «брендовая премия» - то есть, наценка за этикетку. Однако эксперты считают, что российским маркам нужно наработать имиджевый ресурс, репутацию, чтобы ставить себя в один ряд с мировыми брендами. Пока же цены на отечественный премиум неоправданно высокие при нынешних доходах большинства россиян. Кроме того, искусственно завышать цены бизнес толкает короткий горизонт планирования, нестабильность на рынке, риск, или лучше сказать, боязнь прогореть.

Другая сторона медали – сравнительно небольшая конкуренция на рынке ритейла. В Союзлегпроме говорят, что декабрьское подорожание одежды наших марок – следствие сокращения поставок из Европы. Там закупается до 80% того, что мы видим на полках и вешалках магазинов. Такой дефицит может спровоцировать ажиотажный спрос, но он будет непродолжительным и не повсеместным. Есть и другая точка зрения – ею делится модельер и художник Сергей Сысоев: конкуренты у российского производителя никуда не делись, но наши компании не защищены экономически. Вперед модную индустрию толкает развитие люкса и премиума, а они в России только зарождаются. И им нужно в этом помочь – например, сделать так, чтобы мастера с именами работали не в закрытых шоурумах. Да и других производителей стоит поддержать, чтобы отшивать одежду было выгоднее.

А вот здесь подстерегает еще один камень преткновения, даже два. Первый – кадры, второй – сырье. Швеи сегодня в дефиците, хотя колледжи страны вновь проводят наборы на эту массовую профессию. Да и на любые условия рабочие не идут – им нужна стабильная, и лучше всего белая зарплата, современное рабочее место, бытовой комфорт. Пока своих специалистов не вырастили, российским производителям приходится привлекать труд иностранцев – привозить их в Россию или переносить производство в Азию. Вторая проблема – это недостаток материалов и фурнитуры собственного производства – таких и в таком объеме, которые необходимы индустрии. Это тоже нужно создавать и развивать, чтобы не импортировать.

Российские марки набивают себе цену при слабой конкуренции